1. Отражение господствующей религиозной идеологии и мировоззрения (индуизм٫ буддизм٫ ислам) в содержании образования и методах преподавания школ средневекового Востока.
В средневековом Востоке господствующие религии (индуизм, буддизм, ислам) являлись неотъемлемой частью образования и методов преподавания в школах. Религиозное мировоззрение оказывало значительное влияние на содержание образования, выбор учебных программ и методики обучения.
В истории Востока индуизм и буддизм играли важную роль в развитии образования. Индуизм объединялся вокруг веры в реинкарнацию и карму, и эти убеждения отражались в содержании образования. Ученик обучался не только академическим знаниям, но и этическим и моральным принципам. Индийские школы обращали огромное внимание на развитие логического мышления и духовного развития.
Буддизм также сильно влиял на образовательные институты, особенно в странах Центральной и Восточной Азии. Учебные программы содержали как религиозные тексты, так и математику, астрономию и медицину. Методы обучения были основаны на поощрении диалога и обсуждения, чтении священных текстов и медитации.
Ислам, в свою очередь, стал господствующей религией в школах Ближнего и Среднего Востока. Школы мечетей (мадрасы) стали центрами образования и поддерживались исламскими писаниями и учебными программами, включающими изучение Корана, хадисов (сказаний пророка Мухаммада) и исламского права. Ключевой принцип образования в мусульманских школах ⎼ гармоничное развитие духовности и знаний.2. Развитие педагогической мысли средневекового Востока в трудах ученых-энциклопедистов Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сины, Омара Хайяма и др.
В средневековом Востоке педагогическая мысль была активно развита в трудах выдающихся ученых-энциклопедистов. Они внесли значительный вклад в область педагогики и образования, описывая свои взгляды и методы обучения. Аль-Фараби, известный как ″второй Учитель″ после Аристотеля, был одним из первых арабских философов, которые обратились к педагогическим вопросам. Он считал, что обучение должно быть основано на разумном подходе и тактике, а учитель должен быть образцом для учеников. Аль-Бируни, ученый-философ, известный своей мультидисциплинарностью, подчеркивал необходимость учиться изучать свою собственную культуру и другие культуры, чтобы развить глубокое понимание мира. Он также подчеркивал важность физического, интеллектуального и духовного развития. Ибн-Сина, известный также как Авиценна, в своих работах описывал различные методы обучения, включая диалог и демонстрацию. Он также акцентировал внимание на том, что ученик должен быть активно вовлечен в учебный процесс. Омар Хайям, известный своими стихами и научными трудами, предоставил свое видение образования и саморазвития. Он считал, что обучение должно быть опытным, а учитель должен помогать ученикам развивать критическое мышление и саморефлексию.
Таким образом, педагогическая мысль в средневековом Востоке была полностью пронизана религиозными идеями и мировоззрением, отражая их в содержании образования и методах преподавания. Ученые-энциклопедисты Востока внесли важный вклад в область педагогики, описывая различные подходы к образованию и развитию учеников.