a) В чем своеобразие обыденного представления о жизни? Обыденное представление о жизни – это тот образ, который мы формируем на основе наших повседневных наблюдений и опыта․ Оно отражает наше представление о том, как должна выглядеть и функционировать жизнь․ Это своего рода фильтр, через который мы воспринимаем и оцениваем все, что происходит вокруг нас․ Своеобразие этого представления заключается в том, что оно является субъективным и индивидуальным – каждый человек воспринимает и оценивает мир по-своему, основываясь на своих уникальных характеристиках и опыте․ b) Какие исторические факты могут вступать в противоречие с обыденным представлением о жизни? Исторические факты, которые могут вступать в противоречие с обыденным представлением о жизни, могут быть связаны с изменением социальных, экономических и культурных условий․ Например, обыденное представление о том, что все люди имеют равные возможности, может быть оспорено историческими фактами о систематическом неравенстве и дискриминации․ Также исторические события, такие как войны или экономические кризисы, могут вызывать сомнения в стабильности и предсказуемости жизни․ c) Чем детерминированы (обусловлены) оценочные суждения о жизни?
Оценочные суждения о жизни обусловлены нашими ценностями, верованиями и опытом․ Они могут быть влиянием общества, культуры, религии и личного воспитания․ Наша субъективная оценка жизни может зависеть от таких факторов, как материальное благополучие, здоровье, отношения с близкими, достижение целей и удовлетворенность жизнью в целом․ Также оценочные суждения могут быть под влиянием эмоциональных состояний – радости, горя, страха и т․д․ d) Что значит утверждение «жизнь не является универсальной ценностью»? Утверждение «жизнь не является универсальной ценностью» означает, что в разных культурах и обществах могут существовать различные ценности, которые имеют приоритет перед сохранением жизни․ Например, в некоторых религиозных традициях жизнь после смерти может быть считана более ценной, чем жизнь на земле․ Также могут существовать ситуации, когда люди готовы пожертвовать своей жизнью ради идеалов или принципов, которые считают более важными․ e) Почему определение жизни в Новой философской энциклопедии не может нас полностью удовлетворить? Определение жизни в Новой философской энциклопедии может не полностью удовлетворить нас, поскольку понятие жизни крайне сложно и многогранно․ Жизнь – это не только физиологический процесс, но и смысловая конструкция, обладающая эмоциональным и интеллектуальным аспектами․ Кроме того, существует множество философских, религиозных и научных подходов к определению жизни, и ни одно из них не может охватить всю его сложность и многомерность․
f) Что такое социобиология? К каким выводам пришли социобиологи? Социобиология – это научная дисциплина, изучающая биологические основы социального поведения живых организмов․ Социобиологи пришли к выводу, что многие аспекты поведения людей и животных, такие как размножение, помощь родственникам, агрессия и кооперация, имеют генетическую основу и являются результатом естественного отбора․ Они также утверждают, что социальное поведение является адаптивным и служит улучшению выживаемости и репродуктивного успеха организма․ g) Поясните слова лектора⁚ «Ученые не смогли преодолеть сугубо биологический, т․е․ редукционистский подход к жизни человека»․ Что такое редукционизм? Редукционизм – это философская позиция, согласно которой сложные явления и объекты могут быть объяснены и поняты через элементарные составляющие; В контексте высказывания лектора, он имеет в виду, что ученые, работающие в области жизни человека, сосредотачиваются на исследованиях биологических и физиологических механизмов, не уделяя должного внимания социальным, психологическим и культурным аспектам․ Это может приводить к узкому взгляду на жизнь человека и игнорированию его сложной природы и многообразия․ h) Какова позиция оппонентов социобиологов?
Оппоненты социобиологов критикуют их подход, считая, что социальное поведение не может быть полностью объяснено биологией и генетикой․ Они утверждают, что социальное поведение человека определяется не только генетическими факторами, но и социокультурными условиями, образованием, личным опытом и т․д․ Оппоненты социобиологии также подчеркивают, что ее исследования могут приводить к опасному обобщению и применению научных результатов в контексте социальных и политических проблем, без учета этических и моральных аспектов․