Значительная часть нашего познания о прошлом основывается на традиционных источниках и подходах к мировой истории. Однако, существуют и альтернативные подходы и течения, которые смотрят на историю с других точек зрения и предлагают новые интерпретации событий прошлого. В данной статье я расскажу о некоторых выдающихся представителях этих альтернативных подходов к мировой истории, которые позволяют нам смотреть на прошлое с новой перспективы.Одним из таких подходов является мировая системная история, разработанная имеющим мировую известность академиком Иммануэлем Валленштейном. В своей теории он предлагает рассматривать мировую историю как единую систему, где государства и общества взаимодействуют между собой, формируя различные типы мировых систем. Он выделяет четыре типа системы ‒ первичные, фортифицированные, активные и продиктованные интернациональными структурами. Эта теория позволяет увидеть связи и взаимодействия между различными государствами и народами на протяжении всей истории и объяснить, как изменения в одной части мира могут оказывать влияние на другие.Еще одним интересным подходом является история из ″нижней части″. Этот подход был разработан американским историком Говардом Зинном. Он предлагает рассматривать историю глазами простых людей, отвергая традиционные исторические нарративы, которые, по его мнению, сконструированы в интересах элит. Зинн в своей работе ″Народная история Соединенных Штатов″ (A People’s History of the United States) исследует историю США с точки зрения рабочих, меньшинств и нижних слоев общества. Он старается дать голос тем, кто часто остается невидимым в исторических текстах.
Еще одним представителем альтернативного подхода к мировой истории является теория постколониализма. Она развивается как реакция на колониальное прошлое и стремится изучать историю под контекстом колониальных взаимодействий и чрезвычайных последствий этих взаимодействий для колониальных народов. Теоретики постколониализма, такие как Эдуард Саид и Гайатри Спивак, исследуют влияние колониализма и империализма на политику, культуру, экономику и идеологию разных обществ. Они анализируют механизмы власти, колониальные практики и последствия, которые они оставили в наследство.