В стихотворении «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» О. Мандельштам использует образ кораблей, чтобы раскрыть основную идею и настроение произведения. Этот образ является отправной точкой для экспозиции стихотворения и активно развивается на протяжении всего текста, превращаясь в символический и метафорический элемент. Корабли – это сущности, которые ассоциируются с возможностью путешествия, приключениями и свободой. Именно поэтому они являются идеальным образом для Мандельштама, который хотел выразить свою тягу к неизведанному и стремление к свободе. Корабли в стихотворении становятся метафорой для открытий и поиска новых горизонтов. В начале стихотворения мы видим образ кораблей, «тугих парусов», которые несутся вперед, преодолевая преграды. Это создает напряженную атмосферу и чувство движения. Здесь образ кораблей функционирует как экспозиция, вводя нас в события стихотворения и придающий ему первоначальный импульс. Далее, образ кораблей развивается и превращается в «длинный выводок», то есть длинную последовательность событий или рассуждений. Это олицетворяет продолжение путешествия и разнообразие мыслей, которые поэт привносит в текст. Таким образом, корабли становятся символом поэтического потока сознания, который вечно движется и развивается. В конце стихотворения образ кораблей превращается в «поезд журавлиный». Здесь Мандельштам использует аллюзию на миграцию журавлей, которая символизирует смену времени и путешествие к новой жизни. Слово «журавлиный» в данном контексте придает образу кораблей особую эмоциональность и глубину.
Таким образом, образ кораблей в стихотворении Мандельштама является краеугольным камнем для понимания его идеи и настроения. Он открывает экспозицию стихотворения, а затем превращается в символический элемент, который воплощает стремление к новому и свободе, а также передает сложность и разнообразие мыслей поэта. Этот образ добавляет глубину и эмоциональность в текст и делает его уникальным произведением искусства.