Мой опыт позволяет мне рассказать об одной из самых интересных сторон литературного творчества Александра Сергеевича Пушкина ⸺ его отношении к «старому» и «новому» слогу. Обратимся к раннему и зрелому периодам творчества великого поэта. В начале своей литературной карьеры Пушкин написал несколько произведений в старославянском стиле, который был распространен в литературе XVII-XVIII веков. Молодой поэт привлекался этим стилем, но он был и новатором. В его пьесе ″Маленький пророк″ Пушкин использовал новые слова и фразы, которые были не характерны для этого стиля. Это было первое указание на то, что Пушкин не ограничивается традиционными жанрами и стилями. Однако, со временем Пушкин начал развивать свой собственный стиль, который сочетал элементы старого и нового слога. Его поэзия стала более свободной, ближе к реальной жизни. Вместо того, чтобы придерживаться строгих правил и норм классической лирики, Пушкин экспериментировал с языком и стилем, создавая полностью уникальные тексты. Пушкинские тексты являются ярким примером новой стилистической оценки церковнославянизмов, просторечия и иноязычной лексики. В его стихотворениях и прозе можно встретить широкий спектр стилей и форм, которые он использует в зависимости от контекста и эмоционального содержания произведения. Особенно интересно сравнить Пушкина с его предшественниками, такими как Иван Крылов и Александр Грибоедов. Крылов и Грибоедов, хотя и обращались к разным жанрам, также применяли синтез ″старого″ и ″нового″ слога в своих произведениях. Они использовали различные языки, сочетая элементы классицизма, фольклора и современной реальности.
Итак, Александр Пушкин стал золотой серединой между ″старым″ и ″новым″ слогом в русской литературе. Он создал свой уникальный стиль, который превзошел все ожидания и стал образцом синтеза различных стилистических пластов. Его тексты не только отразили эволюцию литературного языка, но и оказали большое влияние на последующих писателей. Пушкинский синтез смешался с другими стилями и существовал вплоть до наших дней.