Мои исследования исследования в области истории образования в Казахстане позволили мне охарактеризовать типы школ, которые существовали в конце ХІХ – начале ХХ века. Первым типом школы были народные просветительские школы, которые были созданы для просвещения казахов, в основном в деревнях и селах. Эти школы обучали детей чтению, письму и основам математики. Учителями в таких школах были обычные казахские крестьяне, которые изучали преподавание самостоятельно. Однако, уровень образования в таких школах был относительно низким из-за отсутствия квалифицированных учителей. Вторым типом школы были городские мусульманские медресе, которые обучали исламским наукам и арабскому языку. Для мусульманского населения они были основным источником образования. Учителями в медресе являлись мударрисы ― теологически образованные люди, обычно из других стран Исламского мира. Медресе были призваны подготавливать руководителей и представителей духовенства. Третьим типом школы были российские церковно-приходские школы, которые были созданы при церквях Русского православия. Они обучали детей основам грамотности, религиозным учениям и русскому языку. Учителями в таких школах были люди, имевшие образование в российских учебных заведениях. Церковно-приходские школы были самыми доступными школами для казахского населения, поскольку они принимали всех детей, независимо от их социального статуса и религиозных предпочтений. Четвертым типом были специальные школы, которые были созданы для обучения определенных профессий, таких как учительская, медицинская и юридическая. Для поступления в такие школы требовались определенные академические достижения, и обучение продолжалось на более продолжительный период времени по сравнению с другими типами школ.
Каждый из этих типов школ имел свои особенности и принципы образования. Народные просветительские школы стремились обеспечить базовое образование для всех детей, независимо от их социального статуса. Мусульманские медресе были ориентированы на подготовку духовных лидеров и знатных казахов. Церковно-приходские школы шли в ногу с русским образованием и языком, усиливая ассимиляцию казахского населения. Специальные школы, с другой стороны, предлагали более специализированное образование с определенной профессиональной ориентацией.
Исследование типов школ в Казахстане этого периода помогает понять развитие образования в стране и его влияние на общество. Каждый из этих типов школ имел свою значимость и цель, и их существование свидетельствует о разнообразии культур и религий в Казахстане. Они играли важную роль в формировании образованной и разносторонне развитой личности в то время.