Дом, который мешал авгурам наблюдать полет птиц, являлся собственностью Клавдия, однако он был вынужден снести его. Этот случай вызывает интересные вопросы, связанные с правом исследования полета птиц и принадлежности имущества. Ответить на эти вопросы можно, рассматривая два основных типа права в Древнем Риме ─ божественное право (fas) и человеческое право (ius). Гадания по полету птиц относятся к божественному праву (fas); Верование в то, что боги отправляют знаки через птиц, было распространено в римской религии и культуре. Авгуры, которые занимались гаданиями на основе полета птиц, считались важными придворными консультантами, которые помогали принимать решения важных государственных дел. Определение принадлежности имущества частному лицу, в данном случае дома, регулируется человеческим правом (ius). Оно опирается на правила и нормы, установленные правительством и обществом для регулирования отношений между людьми и имуществом. Когда речь идет о сохранении дома на холме, можно говорить о двух типах интересов ⎯ публичном и частном.
Публичный интерес относится к интересам общества в целом. В данном случае, сохранение дома на холме может быть связано с исторической или культурной ценностью этого места. Если дом имеет общественное значение, то его сохранение может быть приоритетным.
Частный интерес относится к интересам отдельного лица или группы лиц. В данном случае, Клавдий как владелец дома имеет частный интерес в его сохранении.
Теперь давайте рассмотрим случай Цицерона, который в своих работах затрагивал вопросы права и интересов. В данном случае, Цицерон отдает предпочтение божественному праву (fas), которое предполагает, что гадания по полету птиц имеют большую значимость и важность, чем право собственности на дом. Он обосновывает это тем, что гадания по полету птиц непосредственно связаны с решением государственных дел и приносят пользу обществу в целом.
Таким образом, в данном случае римляне отдают предпочтение божественному праву (fas) и публичному интересу, предоставляя гаданиям по полету птиц более высокий приоритет, чем праву собственности и частному интересу владельца дома. Это свидетельствует о значимости религиозных и божественных обычаев в римском обществе;