В §1 произведения И. Канта ″Критика чистого разума″ рассматривается концепция ″чистого познания″. В данном контексте ″чистое познание″ означает знание, независимое от опыта и базирующееся на априорных принципах. Кант выделяет два компонента ″чистого познания″⁚ априорные формы чувственности и априорные категории мышления. Априорные формы чувственности – это пространство и время, которые представляют собой необходимые формы, с помощью которых мы воспринимаем мир. Они не зависят от наших собственных восприятий и позволяют нам структурировать и организовать наш опыт. Априорные категории мышления – это умственные концепции, с помощью которых мы анализируем и понимаем наш опыт. Кант выделяет двенадцать таких категорий, включая причинность, субстанциальность, существование и т.д. Они также являются априорными и лежат в основе нашего познания о мире. Кант разделяет ″чистое познание″ от ″опытного познания″ с целью показать, что наше познание о мире не ограничивается только опытными данными. Примером ″чистого познания″ может служить математическое знание – мы можем утверждать, например, что две параллельные прямые никогда не пересекутся, и это знание не основано на конкретном опыте, а являеться априорным принципом. Для Канта, критика чистого опыта означает анализ и критическое исследование ограничений, которые налагает наше познание опыт. Кант утверждает, что мы можем знать мир только в рамках наших собственных априорных структур. Подчеркнутое слово ″чистый″ отличает это познание от ″застигаемого″ опыта, так как ″чистое познание″ предшествует опыту и лежит в его основе.
Учение Канта можно назвать ″трансцендентальной философией″, так как он исследует не только явления, но и условия возможности познания. Кант подходит к пониманию познания как взаимодействия между субъектом и объектом. Он анализирует какие категории, формы чувственности и условия должны быть выполнены, чтобы познание было возможным.
Антиномии Канта ౼ это логические противоречия, возникающие при рассмотрении определенных проблем философии. Кант приводит четыре антиномии, которые возникают при рассмотрении вопросов о мире в целом. Например, одна из антиномий касается вопроса о времени⁚ бесконечно ли протекает время или есть момент, в котором оно начинается или заканчивается. Антиномии Канта демонстрируют ограниченность нашего познания и показывают, что вопросы о мировом целом выходят за рамки возможного познания.